ТЕХНОКОМ - Детали Трубопроводов


 
тел./факс:(495)988-83-10 (10 линий)
тел: (495) 545-77-35
107497, Москва, Амурская ул., д.3, стр.19
Контакты и<br>схема проезда

Энергетическая стратегия России: перспективы развития нефтетранспортной инфраструктуры и нефтеперевалочных мощностей

Выступление начальника отдела государственной энергети­ческой политики Департамента топливно-энергетического комплекса Минпромэнерго России В. В. Саенко

Уважаемые коллеги!

Позвольте мне прежде всего поблагода­рить организаторов конференции за предоставленную возможность изло­жить позицию Министерства промыш­ленности и энергетики Российской Федерации по обсуждаемым вопросам. Инфраструктура транспорта углеводо­родов является важнейшей составляю­щей топливно-энергетического комп­лекса России. В стране создана развет­вленная сеть магистральных нефте­проводов, нефтепродуктопроводов, которые являются эффективным инс­трументом реализации государствен­ной энергетической политики, позво­ляющим государству регулировать пос­тавки энергоносителей на внутренний и внешний рынки.

Проблема развития транспортной ин­фраструктуры ТЭК для такой страны, как Россия, с ее большими расстояни­ями и значительной удаленностью ос­новных нефтегазовых ресурсов от цен­тров потребления внутри страны и пер­спективных внешних рынков имеет особое значение. Поэтому Правитель­ство Российской Федерации в послед­нее время уделяет пристальное внима­ние развитию всего комплекса транс­портной инфраструктуры страны и прежде всего инфраструктуры нефтя­ного комплекса.

Основные ориентиры развития инфра­структуры нефтяной промышленности были определены в утвержденной в 2003 г. Энергетической стратегии России на период до 2020 года. В настоящее время правительство пе­решло к непосредственной реализа­ции положений стратегии. В 2004 г. были приняты решения по расшире­нию мощностей Балтийской трубопро­водной системы до 65 млн. т., строи­тельству трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан», в законодательной сфере продолжилась доработка проекта Федерального зако­на «0 трубопроводном транспорте». В начале 2006 г. БТС вышла на проект­ную мощность, а в апреле началось строительство системы ВСТО. Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса России обусловлено следующими ос­новными факторами:

• появлением новых центров добычи нефти в Каспийском регионе и на востоке России (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф ос­трова Сахалин) при снижении добы­чи в традиционных районах добычи европейской части страны (Татария, Башкирия, Кавказ);

• целесообразностью формирования новых экспортных маршрутов рос­сийской нефти и нефтепродуктов;

• необходимостью увеличения мощнос­ти нефтеналивных терминалов для морских поставок нефти на экспорт;

• необходимостью иметь резерв нефтетранспортных мощностей для обеспечения транзита нефти по рос­сийской системе трубопроводов.

Нельзя не отметить, что Россия занимает особое место среди основных поставщиков нефти с точки зрения возможных объемов поставок, тран­зитного потенциала и надежности (ста­бильности) поставок. Кроме того, можно определенно утверж­дать, что в обозримой перспективе Россия сохранит статус одного из основ­ных поставщиков углеводородного сы­рья на мировой рынок. После временно­го сокращения добычи нефти в 90-х го­дах прошлого века, вызванного слож­ностями перехода от плановой к рыноч­ной экономике, Россия уверенно вышла на второе место в мире по добыче и эк­спорту нефти. В период с 1998 по 2005 г. объем добычи нефти в Российской Федерации увеличился в полтора раза — с 303 до 470 млн. тонн. В будущем ожидается умеренный рост добычи на 1,5-2% в год, что по­зволит России добывать к 2015 г. 510-540 млн. т. нефти. Также ожидается существенное измене­ние структуры сектора нефтедобычи. К 2015 г., по нашей оценке, в европейской части страны будет отмечено снижение уровня добычи со 110 млн. т. (в 2005 го­ду) до 80-90 млн. т. Однако данное паде­ние будет полностью компенсировано появлением новых нефтегазоносных про­винций (Восточная Сибирь, шельфы мо­рей) добыча нефти в которых к 2015 г. достигнет 40-70 млн. т., а также развити­ем производственной базы Тимано-Печорской провинции, где предполагае­мая добыча увеличится может увели­читься до 35 млн. т.

В нефтепереработке приоритетом ста­нет повышение качества моторных топлив, соответствующее ожидаемому изменению структуры транспортного парка, изменениям стандартов качест­ва топлива на внутреннем и внешнем рынках при сокращении производства мазута до технологически оправданно­го объема его использования в качес­тве резервного топлива на теплоэлек­тростанциях. К 2015 г. объем перера­ботки нефти может достигнуть 220-230 млн. т. с одновременным увеличени­ем глубины переработки до 75-80%. Что касается внешних рынков, то со­гласно имеющимся прогнозам, миро­вой спрос на нефть может вырасти к 2025 г. на 40%, при этом в целом ситу­ация на мировом рынке углеводородов будет характеризоваться:

• резким ростом потребности развива­ющихся азиатских стран в энергоре­сурсах (до 45% перспективного при­роста мирового спроса на нефть);

• увеличением разрыва между объ­емами потребления и объемами про­изводства нефти и газа в экономи­чески развитых странах;

• ограниченностью мощностей по до­быче и транспортировке нефти.

С учетом этих тенденций экспорт нефти из России к 2015 г. вырастет на 25-45 млн. т. и составит 280-300 млн. т. Также произойдет структурное изменение эк­спорт за счет увеличения доли поставок нефти в страны АТР (до 15%). В целом предполагаемый объем добы­чи позволит полностью обеспечить уве­личивающиеся потребности внутренне­го рынка страны и сформирует базу для роста экспорта нефти из России. Вместе с тем в настоящее время сущес­твует ряд структурных ограничений имеющейся транспортной инфраструк­туры, существенным образом снижаю­щих потенциал экспорта российской нефти на мировой рынок, в т.ч.:

• исторически сложившаяся замкнутость транспортной инфраструктуры на евро­пейское направление экспорта нефти;

• практическое отсутствие возможности увеличения транспортировки нефти через черноморские порты и проливы Босфор и Дарданеллы;

• ограниченные возможности нара­щивания экспорта через порты Балтийского моря;

• отсутствие транспортных систем для экспорта нефти на наиболее перс­пективные рынки АТР.

Соответственно для обеспечения про­гнозного роста объемов добычи и экс­порта российской нефти необходимо дальнейшее развитие системы магист­ральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть», увеличение ее пропуск­ной способности, а также расширение действующих и строительство новых нефтеналивных морских терминалов. В настоящее время локализован ряд проектов, позволяющих снять боль­шую часть этих ограничений. Во-первых, это развитие восточного направления экспорта нефти. На Вос­точную Сибирь и Дальний Восток при­ходится от 40 до 507о прогнозных ре­сурсов нефти России, крупномасштаб­ное использование которых будет спо­собствовать не только ускоренному развитию промышленного потенциала региона, но позволит также сущест­венно повысить уровень жизни мест­ного населения и, что не менее важно, укрепить позиции России на энергети­ческих рынках Азиатско-Тихоокеан­ского региона (АТР). Необходимость ускоренного освоения энергетических ресурсов восточных регионов России диктуется также со­ображениями энергетической безо­пасности страны. Темп роста спроса на углеводороды в АТР, и в частности в ре­гионе Северо-Восточной Азии, вдвое превышает европейский, и вполне ло­гично, что этот регион может стать при­оритетным рынком сбыта для нефти, добываемой в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России. Строительство трубопроводной систе­мы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (мощностью до 80 млн. т в год) обес­печит формирование в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) но­вых центров добычи нефти и выход России на энергетический рынок АТР, создание оптимальной транспортной инфраструктуры, отвечающей требова­ниям рационального пользования не­драми, с учетом перспектив освоения нефтегазовых ресурсов в районе ост­рова Сахалин.

На первом этапе будет построен неф­тепровод на участке Тайшет -Сковородино для транспортировки 30 милли­онов тонн западносибирской нефти, а также нефтетерминал на побережье Тихого океана. Завершить строительс­тво первого этапа планируется к кон­цу 2008 года.

На втором этапе будет произведено увеличение мощности существующей части нефтепровода и терминала, а также будет построен участок трубо­провода от Сковородино до нефтена­ливного терминала. Как уже было отмечено, в апреле 2006 года проект вступил в фазу реализа­ции. Вместе с тем возник ряд вопросов, объективно неизбежных при реализа­ции проектов такого масштаба. В первую очередь это экологические аспекты функционирования ВСТО. В от­ношении размещения нефтеналивного терминала в бухте Перевозная получе­но отрицательное заключение государс­твенной экологической экспертизы. В настоящее время ОАО «АК «Транснефть» дорабатывает ТЭО проекта нефтеналив­ного терминала в бухте Перевозная с целью устранения замечаний эксперти­зы, а также изучает альтернативные ва­рианты размещения терминала. Кроме того, в целях исключения воз­можных экологических рисков для за­грязнения озера Байкал ОАО «АК «Транснефть» приступило к проработ­ке варианта прохождения трассы в об­ход озера Байкал, севернее его водо­заборной зоны.

Также немаловажным представляется выработка эффективной тарифной по­литики, которая бы позволила рацио­нально использовать как существующие мощности в западной части России, так и обеспечить загрузку системы ВСЮ на первом этапе за счет нефти за­падносибирских месторождений. Во-вторых, это развитие нефтепроводной системы в северном направлении. Как уже было сказано выше, Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция обладает значительным потенциалом роста добычи, а строительство нефте­провода Харьяга — Индига создаст ус­ловия для освоения новых месторожде­ний в данном регионе и обеспечит вы­ход в акваторию Баренцева моря, что позволит осуществлять поставки рос­сийской нефти крупнотоннажными тан­керами на американский рынок. Для реализации данного проекта необ­ходимо предварительное изучение ре­сурсной базы данного региона, а так­же возможности обслуживания круп­нотоннажных танкеров с российской нефтью в североамериканских портах и потребность в ней перерабатываю­щих предприятий США.

В настоящее время данная работа ве­дется в рамках разработки Программы комплексного освоения ресурсов угле­водородного сырья Северо-Западного региона России на период до 2020 го­да, окончательный вариант которой бу­дет представлен в Правительство Рос­сийской Федерации в 2006 году. В-третьих, это проекты трубопровод­ных маршрутов в обход черноморских проливов. Развитие экспортной инф­раструктуры российской нефти связа­но не только с разработкой новых мар­шрутов, но и с необходимостью реше­ния проблем эксплуатации традицион­ных направлений. Одной из них явля­ется известная проблема черноморс­ких проливов, над поиском путей ре­шения которой работает Минпромэнер-го России и ОАО «АК «Транснефть». В связи с вводимыми Турцией ограни­чениями на проход судов через проли­вы Босфор и Дарданеллы сложилась ситуация, характеризующаяся задерж­ками в поставках нефти российских компаний в Европу. Эту сложную транс­портную проблему могут существенно усугубить планы Каспийского трубо­проводного консорциума по увеличе­нию мощности своего нефтепровода с 30 до 65 миллионов тонн в год. Анализ возможных вариантов обхода проливов показал, что наиболее прием­лемым для России является проект стро­ительства нефтепровода Бургас — Александруполис. Тариф на транспортировку нефти по маршруту этого нефтепровода, проходящего по территории Болгарии и Греции, будет сопоставим с величиной тарифа на доставку нефти танкерами че­рез Босфор и Дарданеллы. Намерение участвовать в этом проекте проявляют ОАО «АК «Транснефть» и ряд российских нефтяных компаний. Вместе с тем следует учитывать жела­тельность увязки планов КТК с реали­зацией проекта Бургас — Александру-полис, как с наиболее разумным вари­антом решения данного вопроса. Кроме того, для оптимизации загрузки созданных нефтетранспортных мощ­ностей и соответствующего повыше­ния их операционной эффективности России экономически целесообразно увеличение транзитных поставок неф­ти из Казахстана и Азербайджана. В связи с этим следует продолжить пере­говоры по заключению долгосрочного соглашения между Россией и Азер­байджаном с целью сохранения сущес­твующего объёма транзита азербайд­жанской нефти по территории Рос­сийской Федерации. Кроме того, в связи с завершением строительства нефтепровода Атасу — Алашанькоу, казахстанская сторона заинтересована в поставках по нему российской нефти в объёме 10 млн. тонн в год. Рассмотрение этого вопро­са целесообразно осуществлять одно­временно с принятием решения об увеличении транзита казахстанской нефти по нефтепроводу Атырау — Самара до 25 млн. т в год. Для оптимизации экспортных поставок нефтепродуктов с крупнейших нефтеперерабатывающих заводов предус­матривается строительство нефтепродуктопроводов Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск, Андреевка - Альметьевск, а также Кстово - Яро­славль - Кириши - Приморск и перева­лочного комплекса в городе Приморске. В целом мощности магистральных нефтепродуктопроводов могут возрасти к 2010 г. не менее чем на 1/3.

Инвестиционный потенциал вышеука­занных проектов оценивается в 16 млрд. долл. США (в ценах 2004 г.), при этом их реализация позволит расширить про­пускную способность системы магист­рального нефтепроводного транспорта России более чем на 100 млн. тонн. Также необходимо отметить, что для ре­ализации экспортного потенциала России потребуется сооружение ряда новых и развитие действующих морс­ких нефтеэкспортных терминалов (в том числе терминалов нефтяных компа­ний). Это прежде всего строительство терминалов в г. Высоцк в Ленинград­ской области (до 10 млн. т.), в Архан­гельске (до 5 млн. т.), в бухте Перевозная на Японском море (до 50 млн. т., в рам­ках проекта строительства трубопро­водной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан»), в порту Ильинка Астра­ханской области (до 3 млн. т.), а также расширение терминалов порта Варандей на Баренцевом море (до 12 млн. т.) и порта Ижевское в Калининградской об­ласти (до 4,5 млн. т.).

Таким образом, развитие инфраструк­туры нефтяной промышленности будет способствовать диверсификации рос­сийского экспорта нефти, позволит снизить зависимость от европейского рынка и обеспечит конкурентоспособ­ность России с нефтедобывающими странами Ближнего Востока, Африки и Каспийского региона.

Благодарю за внимание.


Все статьи


Яндекс цитирования