ТЕХНОКОМ - Детали Трубопроводов


 
тел./факс:(495)988-83-10 (10 линий)
тел: (495) 545-77-35
107497, Москва, Амурская ул., д.3, стр.19
Контакты и<br>схема проезда

О состоянии механизации трубопроводного строительства

В девяностые годы сооружение трубопроводов в России было приостановлено. По состоянию экономики в этот период перспективы оживления строительства не просматривались. В результате страна потеряла отрасль строительства, которая обеспечила создание одной из крупнейших в мире систем магистральных трубопроводов протяженностью более 250 тыс. км.

Прежде техническая политика по строительству магистральных трубопроводов определялась централизованно, в том числе в области механизации, для этого имелась научная, проектно-конструкторская и промышленная база. Распад отрасли на отдельные организации привел к дроблению строительных ресурсов. Отраслевая промышленность деградировала. Громадный отраслевой парк специальных технических средств был растащен отдельными организациями, а невостребованность привела к преждевременному старению техники и ее ликвидации. За годы бездействия был утрачен уникальный парк и прекращено производство роторных траншейных экскаваторов (РИСУНОК 1). потеряны парк комплексов автоматической контактной сварки труб больших диаметров (РИСУНОК 2), дифференцированные технологии разработки траншей (РИСУНОК 3), другое уникальное оборудование (РИСУНКИ 4, 5), рассеялось по отраслям поколение специалистов трубопроводного строительства и его научный потенциал.

Рис.1. Роторные траншейные экскаваторы со сменными рабочими органами шириной от 3,5 до 0,5 м, не имеющие конкурентов за рубежом

Последним примером в отечественной практике комплексного научно обоснованного централизованного отраслевого подхода к решению проблем трубопроводного транспорта было осуществление капремонта нескольких тысяч километров нефтепроводов путем создания современных отечественных изоляционных материалов, качественно нового комплекса спецмашин, оборудования и технологий для замены пришедших в негодность старых изоляционных покрытий нефтепроводов диаметрами от 530 до 1220 мм без остановки перекачки нефти.

Рис.2 Не имеющие аналогов в мире комплексы контактной сварки трубопроводов диаметром 1420 мм ("Север")

Системный анализ мирового опыта ремонта трубопроводов показал, что использование предлагаемого на рынке зарубежного оборудования и материалов экономически и технически не позволяет выполнить необходимый объем ремонта трубопроводов в нефтепроводной отрасли в заданные сроки.
Отсутствие посредников, четкая постановка задачи, научно обоснованная техническая политика, принятая на основе системного анализа мирового опыта ремонта трубопроводов при централизованном финансировании и жестком контроле использования средств позволили нефтепроводной отрасли в середине 90-х гг. в кратчайшие сроки создать новые отечественные изоляционные материалы, технологии их нанесения и комплекс современных качественно новых спецмашин для переизоляции нефтепроводов в трассовых условиях, освоить серийное производство новых машин, оборудования, материалов. В результате к 2003 г. был выполнен ремонт с заменой изоляции более 6 тыс. км нефтепроводов, необходимый для восстановления нормального функционирования системы магистральных нефтепроводов.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНО ПРИВЕЛИ К ТЕНДЕНЦИИ ИСКЛЮЧЕНИЯ СТАТЬИ ЗАТРАТ НА ЦЕНТРАЛИЗОВАННУЮ РАЗРАБОТКУ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ ВО ВСЕХ ОТРАСЛЯХ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА. ТЕПЕРЬ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ЗАКУПКУ ГОТОВЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ РАЗРАБОТЧИКАМИ ИЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ, СОЗДАВШИМИ ИХ ИНИЦИАТИВНО НА СВОИ СРЕДСТВА.
При этом чем меньше фирма-подрядчик, тем большее значение приобретает стоимость закупаемых технических средств, которая, как правило, снижается вместе с техническим уровнем. Для обеспечения современных технических требований предусмотрено введение перечня продукции, допущенной к приме¬нению по результатам экспертизы технических условий на каждый вид продукции в системе отраслевой сертификации.

Даже принятая в 2003 г. масштабная отраслевая программа ремонта до 2010 г. более 20 тыс. км газопроводов преимущественно больших диаметров с заменой изоляции не была подкреплена целевой программой обеспечения средствами механизации. Хотя требования к конструкции изоляционного покрытия, качеству очистки и подготовки поверхности трубопровода перед нанесением заменяющего изоляционного покрытия были ужесточены по сравнению с требованиями к ремонту нефтепроводов: конструкция изоляционного покрытия горячего нанесения и лент холодного нанесения предусматривала армирование битумно-полимерного покрытия стеклосеткой, а подготовка поверхности перед нанесением изоляционного покрытия дополнена операцией финишной очистки. В результате отработка материалов и оборудования для ремонта газопроводов с заменой изоляции в трассовых условиях продолжается до сих пор.

Рис. 3. Дифференцированные технологии разработки траншей, обеспечивающие заданные темпы строительства (до 1 км в день) в многолетнемерзлых грунтах севера Западной Сибири

Исключение составляет централизованное финансирование отдельных разработок средств механизации для строительства и ремонта трубопроводов, а также технологического оборудования для эксплуатации трубопроводов и трубопроводных объектов.
ЗА РУБЕЖОМ ТРУБОПРОВОДНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ПОСЛЕДНИЕ 15 ЛЕТ НЕ ИСПЫТАЛО ПОДОБНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ. ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПАНИИ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ ДЛЯ ТРУБОПРОВОДНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА, ПРОДОЛЖАЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И СЕРЬЕЗНО ПРОДВИНУЛИСЬ ПО ЭТИМ НАПРАВЛЕНИЯМ,
Созданы новые виды оборудования для внутритрубной диагностики с высокой разрешающей способностью, меньшими затратами и высокой производительностью, позволившие отслеживать динамику развития дефектов в металле труб, принципиально изменить подход к ремонту дефектов, на несколько порядков сократить объем первоочередных ремонтов и ставить вопрос о продлении сроков эксплуатации трубопроводов до 80 и более лет.

Увеличены возможности техники и технологий для бестраншейной прокладки трубопроводов, включая горизонтальное, наклонно направленное бурение и тоннелирование, для автоматической сварки трубопроводов, для сооружения подводных трубопроводов на больших глубинах.

Рис. 4. Универсальная базовая машина для выполнения различных видов работ по сооружению трубопроводов в непромерзших болотах любой категории сложности

Паддинговые машины для подсыпки и присыпки трубопроводов мягким грунтом, получаемым из отвала траншей, вследствие их узкой специализации, дороговизны и других недостатков, претерпели поэтапное развитие: сначала как сменное оборудование к серийным тракторам, затем как сменное оборудование к одноковшовым экскаваторам. В последнем варианте они представляли из себя ковшовые дробилки двух видов: кулачковые (для просеивания легких грунтов отвала) и щековые (для дробления крупных каменистых включений непосредственно над траншеей).
Все активнее находит применение новый вид машин для пневмо- и гидровакуумной разработки грунтов, исключающий повреждение подземных коммуникаций, в том числе трубопроводов, и, таким образом, снимающий проблему ручной разработки грунтов в зоне ближе 0,5 м от поверхности вскрываемых трубопроводов и других подземных объектов.
Усовершенствованы системы автоматического позиционирования землеройных машин при разработке траншей. Получили развитие комплексы специального оборудования для капитального ремонта трубопроводов с заменой изоляционного покрытия.
Не все новые зарубежные технические средства для строительства и ремонта трубопроводов экономически выгодны и технически оптимальны в условиях России.
История сооружения отечественной системы ма¬гистральных трубопроводов в нашей стране показала преимущества таких отечественных средств механизации, как роторные траншейные экскаваторы, установки автоматической контактной сварки труб диаметром до 1420 мм, специальные транспортные средства для доставки секций труб длиной до 36 м и др.
В области ремонта магистральных трубопроводов во всех отраслях превалируют специальные машины, технологии и материалы отечественного производства, что позволяет существенно снизить затраты на капитальный ремонт трубопроводов.
ПРИ СООРУЖЕНИИ НОВЫХ МАГИСТРАЛЕЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ ЗАМЕТНО СНИЗИЛСЯ, ЧТО НАГЛЯДНО ПОВЫШАЕТ СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА И СТАВИТ ВОПРОС ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ МАШИНООСНАЩЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ. ОЧЕВИДНО, ЧТО КРИТЕРИЕМ ОПТИМАЛЬНОСТИ МАШИНООСНАЩЕНИЯ ДОЛЖНО БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ СООТНОШЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ИМПОРТНОЙ ТЕХНИКИ, ОБЪЕКТИВНО ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЗАДАННОЕ КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ ЗАТРАТАХ.
Строительство магистральных трубопроводов вновь становится одной из основных статей экономического развития страны, куда предусматриваются значительные бюджетные вливания.

Наряду с качеством стоимость и темпы строительства являются показателями его эффективности, которые в большей мере обеспечиваются техническим оснащением строителей. Поэтому значение вопроса оптимизации машинооснащения трубопроводного строительства выходит за уровень отдельных строительных организаций. Эта задача должна решаться объективно и центра¬лизованно, и лучше всего на федеральном уровне, так как сложившиеся в стране рыночные отношения, как показала практика последних пятнадцати лет, эту задачу не способны решить ни в ближайшее время, ни в перспективе.

Рис. 5. Не имеющая аналогов в мире взрывогенераторная установка, позволяющая рыхлить скальный грунт любой прочности под действующим нефтепроводом

Кроме разработки и применения отечественных технических и технологических решений, обладающих параметрами, которые превышают мировые и отвечают специфическим условиям строительства на территории нашей страны, трубопроводостроителям нужно конкретно и достоверно знать, при каких условиях целесообразно применять новые достижения мировой практики в области технологии и техники.
Объективный ответ на этот вопрос может дать только их опытное применение в естественных условиях и квалифицированная оценка. В проведении специальных опытных работ в этом направлении с целью получения объективной информации отдельные строительные организации не заинтересованы, а малым организациям они просто не под силу.
В настоящее время трубопроводное строительство осуществляют эксплуатационные компании, функциональные задачи которых — транспортировка продукции газовой и нефтяной отраслей и поддержка в рабочем состоянии существуюших трубопроводных систем.
Учитывая значимость и масштабы предстоящего в ближайшие десятилетия развития трубопроводного транспорта в нашей стране, оптимальным решением обеспечения качества, снижения затрат на программы развития трубопроводного транспорта и концентрации ресурсов отечественного трубопроводостроения была бы организация корпорации трубопроводного строительства с контрольным пакетом акций у федеральной власти по аналогии с созданными в последние годы корпорациями в оборонных отраслях, авиации, судостроении и станкостроении. Это вполне обосновано с учетом того, что стратегические направления развития трубопроводного транспорта определяются на государственном и межгосударственном уровнях, при непосредственном участии глав государств.
Опыт других отраслей показывает, что вопросы технической политики могут координироваться союзами производителей.
Для организации и ускорения решения вопросов оптимального машинооснащения отечественного трубопроводного строительства было бы целесообразно создать фонд развития технических средств для строительства и ремонта трубопроводов при Российском союзе нефтегазостроителей (РОССНГС). На создание такого фонда добровольно пойдут трубо-проводостроительные организации страны, в настоящее время не имеющие стимулов в одиночку финансировать даже очевидно экономически выгодные технические решения в области механизации трубопроводного строительства. Фонд мог бы успешно решать следующие задачи:
• оценка состояния технологий и механизации трубопроводного строительства, формирование технической политики в этой области и ее реализация
с целью обеспечения конкурентоспособности отечественного трубопроводного строительства по критериям качества и стоимости;
• апробация, квалифицированная оценка и рекомендации по применению создающихся в мировой практике новых средств механизации и технологий;
• определение целесообразности отечественных перспективных разработок для повышения эффективности трубопроводного строительства;

• централизованное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям и контроль иx эффективности.

"Трубопроводный транспорт. Теория и практика", №4 декабрь 2007




Все статьи


Яндекс цитирования